Александр ЛЕВИН
Апрель-июнь 1981


ДВА КИНОФРАГМЕНТА


1. МИШЕНЬ

Пустой вагон метро.
                               Передо мной
в окне напротив мерное качанье
знакомого банального лица
с расплывчатым нечётким выраженьем.
Оно качается, качается…
                                     И вот,
когда в вагоне на секунду гаснет
и зажигается опять неяркий свет,
я вижу вдруг: с лица исчезли брови!
И не понять – улыбку или гнев
(хм, гнев?.. а что это?), улыбку или гнев
сейчас изображает там, в окне,
банальное безбровое лицо.

И я уже не очень удивлен,
когда заметно начинают таять
глаза. Они мутнеют, словно стёкла
у пластиковых солнечных очков,
покрытые царапинами и
почти не пропускающие света.

Затем, конечно, исчезает нос.
И так же совершенно исчезает,
как некогда у одного майора.
Но ясно же, что этот самый нос
безглазому лицу совсем некстати,
поэтому – туда ему дорога!

Но долее всего мне виден рот.
Наверное, четыре остановки
он разевается излишне широко,
не то кричит, не то хохочет,
а может быть поёт, не разобрать:
лицо без глаз…
                        Но вот уже и он
как будто устаёт и, истончаясь
до еле видной чёрточки, совсем
сливается с пятном белесоватым
лица.
        Оно качается, легко
подпрыгивает, клонится…
                                        Но вдруг,
как будто бы фиксатор входит в паз
с щелчком почти что слышимым,
                               качанье
вдруг прекращается.
                               Застывший
на тёмном фоне светлый силуэт
довольно симметричен и красив.
Он состоит из круглой головы,
приятно гладкой и без заусениц,
и мужественных угловатых плеч,
не очень-то похожих на мои.
И это гармоничное единство
Напоминает мне мишень грудную
для стрельб из автомата АКМ.

Когда же поезд выезжает на
поверхность и несётся меж деревьев,
я вижу ослепительный пузырь
огня, летящий мне в лицо,
но почему-то грохота не слышу…


Мишень падает.
Но когда на обратном пути поезд выезжает из тоннеля,
она снова жизнерадостно маячит за окном одного из вагонов,
радуя глаз
своей непритязательной, округлой правильностью,
в которой всё целесообразно
и нет ничего лишнего,
так что хочется вскинуть автомат
и через прорезь прицела
проводить её долгим,
пристальным взглядом,
исполненным восхищения.

                                       15–19 июня 1981



2. СОН О ДОМЕ В ТЫСЯЧУ ЭТАЖЕЙ
    (каденция в C-Dur)

Человеку, бредущему по лестничным маршам,
вдоль меловых стен карабкающемуся с одышкой,
помахивает эполетом, как крылом, идущий церемониальным маршем
красивый белый человек с саблей на боку и пистолетом подмышкой.

Движение продолжается, наверное, уже вечность,
но что-то не позволяет хоть на секунду остановиться,
несмотря на хрипы в горле и мерцание в глазах, – инерция, конечно,
но может, таковы правила игры, а только правила – не фикция
во сне.
           Но странные правила: ни окон, ни ламп,
а на лестнице всё-таки светло до рези в глазах!.. А этот бравый конвоир!..
А непрерывный шорох (или шёпот) где-то там,
за стеной! Как будто бы весь мир
совсем не заботится о достоверности происходящего,
твёрдо зная, что он – во сне.

Но ступени лестницы довольно похожи на настоящие,
хотя, может быть, истёрты чуть сильней,
чем следовало бы… (Ерунда! Откуда «следовало»?!)
                                              С каждым маршем крыло взлетает
всё реже и реже, как будто проектор останавливается.
Но хуже то, что бредущий человек уже плохо представляет,
он – вверх или вниз? И всё труднее приноравливаться
к странному наличию тяготения
одновременно вверху и внизу
и к сонному церемониальному движению,
и к отсутствию дверей… А стен белизну
переносить уже совершенно невозможно.
И что впереди – сияющие вершины ада
или сырое дно рая?..
                                 Ладно, ещё немножко
и всё прояснится! Вот уже виднеется какая-то колоннада…
Церемониальный лестничный марш
звучит всё громче и торжественней,
и уже можно различить голоса: «Здравствуй, товарищ!
Мы приветствуем тебя!»
                                      Ну вот и дверь в стене…

Да, пожалуй, это всё же небесный чертог!
Надо бы сказать ответную речь…
Ах, горы-долины, сады-апельсины, финики-фиги и что-
нибудь, чтобы прилечь…

Ну всё, подходим!.. Красивый белый человек
замирает с поднятой ногой. Открывается скрипучая
стальная дверь. За нею веером разбег
коридоров. «Разрешите мне по этому случаю

выразить…» Он заходится в кашле и взглядом косит
                               в бесчисленные коридоры,
которые приковывают его взгляд неотрывно, неудержимо…
Там чёрными облаками кружатся грибковые споры,
серое растительное согласие набухает и пенится, из каждой щели
                               торчат чьи-нибудь усы, а над ними
парит огромный плакат: «Смотри под ноги!»
                               И значит уже очень скоро
молчаливая плесень покроет вершины,
заполнит впадины и ровным ковром
затянет небо, как паутиной.
И поплёвывая вниз, холодно и немо,
Будет прогуливаться дежурный ангел с топором,
Охраняющий верхнюю площадку лестницы в небо.


Архангел закрывает райские врата, и теперь видно,
что лестница не имеет продолжения вверх, –
видна сплошная белая стена,
без единой щели
и на ней – большая чёрная надпись:
К О Н Е Ц

                               18 апреля – 20 июня 1981


Назад